Наши питомцы

Дрессировка и ее ньюансы


  Начнем с того, что многие начинающие собаководы, да и не только, представляют, что, взяв собаку той или иной породы, достаточно разрекламированную заводчиками, процесс дрессировки и обучения пойдет сам собой. И все заложенные, со слов, опять таки заводчика, качества родителей сами воспитаются в Вашем питомце.


  Отнюдь, все зависит от Ваших стараний и серьезности в обучении питомца. Даже самых именитых щенков от рабочих собак можно испортить неправильным воспитанием.


  Так, банальное незнание основ дрессировки может привести к плачевным последствиям. При этом необходимо помнить, что для каждого возраста есть свои нюансы в воспитании и дрессировке, связанные с психофизиологическими процессами, протекающими в собаке.


  В частности, с рождения щенка до 3 месяцев необходимо больше опираться на подражательный и пищевой рефлексы, правильно развивая игровую мотивацию. Далее до 5,5 – 6 месяцев необходимо усложнять процесс занятий, вводя понятия о командах «Хорошо» и «Фу», указанное связано с тем, что в данном возрасте у щенка процессы торможения и возбуждения наиболее уравновешены. Затем, в более старшем возрасте около 8 – 9 месяцев, молодая собака, входя в подростковый период, начнет упрямиться, выказывать «свой характер», стремясь все более к установлению своего лидерства в семье.


  В этой связи, необходимо к данному периоду заложить фундамент послушания, состоящий не только из механического выполнения команд «Сидеть» - «Лежать» и «Дай лапу» (практически бесполезной команды), но и понимания собакой требуемых Вами действий. К примеру, собака должна четко знать, что а) за выполнение того или иного приема последует вознаграждение; б) как бы питомец не провинился он должен быть уверен если он подойдет к хозяину никакого наказания не последует; в) бегать за животными и птицами плохо; г) поднимать еду с земли нельзя. Вот необходимый фундамент из чего в последующем сложится характер послушной собаки-компаньона, которая будет не в обузу, а в радость владельцам.


  Есть много способов обучения, но всегда должны оставаться основополагающим столпом в дрессировке – занятия на основе принципов условно-рефлекторной деятельности собак и типа ВНД (высшей нервной деятельности), описанного академиком Павловым И.П. и профессором Крушинским Л.В.


  В основе поведения собаки, в том числе ее рабочих качеств, лежит тип ее ВНД, зависящий от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов (возбуждения и торможения). С учетом этого строятся все процессы в дрессировке и подбираются собаки для той или иной сферы применения.


  Таким образом, на уровне обывателя, необходимо четко усвоить, что бить собаку даже за какие бы то ни было провинности – нельзя. Срывать на ней свою неуравновешенность и нетерпение в дрессировке – нельзя.


  За подход к хозяину – всегда должно следовать поощрение (выбирается наиболее подходящее и ярко воспринимаемое собакой в зависимости от ее характера).


  Этими двумя принципами достигается мотивация в обучении и выполнении собакой Ваших команд, то есть, любая команда или Ваши слова должны быть чем то мотивированы. Проще говоря, с точки зрения собаки зачем выполнять ту или иную команду если она от ее выполнения не получает никакой выгоды. Мотивация движет всеми живыми существами, поэтому никогда не забывайте об этом в дрессировке. Проще говоря, собака – зверь, в прошлом волк когда-то одомашненный, хоть и стоящий намного выше от других животных. В этой связи, любые попытки «очеловечивать» домашнего питомца, приводят только лишь к усложнению отношений человек – собака и вводят владельцев собак в мир иллюзий и надуманных фантазий.